В сфере архитектуры, где форма и функция переплетаются в гармонии пространства и света, важно не только уметь проектировать, но и уметь раскрыть красоту созданного. Сергей Барахов – яркий пример такого сочетания талантов. Будучи архитектором, руководителем проектного бюро «ARCA» и архитектурным фотографом, он не просто запечатлевает здания и объекты, а рассказывает их историю, передавая глубину мысли и мастерство архитектурного замысла. В этом материале он рассказал о своем творческом пути и уникальном взгляде на архитектуру и вдохновении.
Об архитектурной фотографии
Я не становился архитектурным фотографом – я скорее стал фотографом. Начал увлекаться объемами, видами и композициями с обычной камерой в телефоне. Я практикующий архитектор, который уже давно работает в этой сфере, поэтому в силу необходимости по работе начал замечать красивые композиции в среде. Думаю, мое увлечение рисованием на это тоже повлияло. Когда начинаешь рисовать на чистом листе, ты уже понимаешь, что это будет за рисунок, выстраиваешь композицию, в фотографии то же самое. Особенно было интересно ловить кадры, когда не хватало творчества в работе. Я не могу жить, когда не имею возможности творить для себя, а фотографии – это тоже творчество. Когда вижу здание, сразу понимаю, откуда нужно сделать кадр, чтобы подать его именно так, как вижу я. Со временем стал больше доверять своему видению, оно меня никогда не подводило.
О среде
Среда влияет на человека. Я много где жил, путешествовал по миру, везде все по-разному. Взгляд туриста позволяет увидеть нечто завораживающее в привычном: когда ты постоянно видишь один и тот же пейзаж – перестаешь воспринимать. Поэтому классно быть туристом, ты замечаешь необычное в обыденном.
О любимых объектах
Я не жажду сфотографировать что-то модное или «хайповое». Мода циклична, но история, старые здания постсоветского периода, знаковые сооружения, необычные постройки – они кажутся мне более полными информативно и эстетически. Мне очень нравятся дома старого советского периода, они будто построены с душой, более человечные. Может, это влияние моего детства, я рос как раз в постсоветском пространстве, но что есть, то есть. Однако, думаю, в любой архитектуре или дизайне всегда найдется что-то интересное, что можно сфотографировать. Мне очень нравится здание мэрии г. Якутска, его автором является аксакал, заслуженный архитектор Дмитрий Иванович Саввинов. Это очень стильное, универсальное, практичное исполнение. Сейчас, конечно, здание увешано баннерами, но само оно очень качественное. Еще в числе любимых объектов – здание спорткомплекса «Триумф», это уникальное здание на всем Дальнем Востоке, автор – Иван Степанович Андросов, а также здание Комдрагметалла, одним из авторов которого является Иннокентий Афанасьевич Николаев, и МКД «Панорама», этот дом очень круто преобразил часть города, автором выступил Николай Иннокентьевич Румянцев.
О вдохновении
Иногда мне кажется, что я сам вдохновляюсь архитектурой, средой. Какие-то детали, цвета, формы откладываются в памяти. Я создал себе некое правило: когда чувствую, что этот кадр действительно крутой, в нем сочетается все – композиция, цвет, обязательно надо сделать фотографию, иначе потом буду жалеть, что не поймал кадр.
А если серьезно, то в большей мере меня вдохновляют японские архитекторы. Их работы обладают особым очарованием, идеально подходящим для фотосъемки. Удивительным образом сочетаются минимализм, чувство гармонии с природой и глубокое уважение к традициям. Каждая деталь продумана, каждый объект – это целостное произведение искусства, не просто здание, а выражение глубокой философии. Еще меня вдохновляют архитекторы-модернисты, Ле Корбюзье, Баухауз. Их стремление к функциональности, чистоте форм и лаконичности до сих пор актуально и вдохновляет многих архитекторов. Чистые фасады, функциональные решения – это знаковые черты их стиля, которые определяют целое поколение архитектурных тенденций. И, конечно же, как без бунтарей Бьярке Ингельса и Рэма Колхаса. Они представляют совершенно другой подход к архитектуре, смелый, экспериментальный, современный. Это и оригинальность решений, и деконструктивизм со сложными парадигмами.
Из художников я бы выделил, конечно, многих. Писать картины – это большой труд, частенько не благодарный. Из плеяды художников я бы выделил Герхарда Рихтера и Казимира Малевича. Это выдающиеся фигуры в мире искусства, они представляют совершенно разные, но одинаково мощные подходы к живописи. Я и сам пишу картины, но почти все продаю или дарю, не люблю держать у себя дома. Оставляю редкие экземпляры.
О специфике деятельности
Может показаться, что есть сложности с доступом к каким-либо зданиям, но на самом деле их нет. Нужно больше ходить пешком, замечать объекты. А навыки оттачиваются в процессе, делать хорошие кадры можно и на смартфон. Как-то я стал победителем в конкурсе фотографий, посвященном юбилею Якутска, в номинации «Лучшее архитектурное фото». Тогда я сфотографировал здание на смартфон. На начальном этапе техника не играет особой роли, важна композиция и ваше видение. В последствии, для занятия профессиональной фотосъемкой, нужна соответствующая техника, для фокусировки, приближения, удаления и тд. Это упрощает работу. Сейчас я снимаю на Fujifilm XT-4. У объективов фуджи особый атмосферный художественный рисунок, но это исключительно мое мнение.
Об архитектурных фотографах
В нашем городе практически нет фотографов, которые умеют снимать архитектуру и среду. Жанр специфичный в коммерческом плане, но это очень перспективное направление для презентации своих объектов, архитекторам и дизайнерам дает прочувствовать объем и пространство. Также это хороший инструмент для сохранения истории. Ведь город всегда с нами. Где есть люди – есть город, а значит, и среда. Поэтому можно сказать, что как жанр архитектурная фотография была одной из первых.
О нейросетях
Нейросети очень быстро ворвались в творческую жизнь фотографов, видеографов и архитекторов, конечно же. Я воспринимаю ИИ как всем доступный инструмент, который позволяет делать некоторые творческие работы интереснее.
О премии «ЭЙГЭ»
Самая важная роль премии – это понимание того, что мы делаем и как мы это делаем. Не всегда удается реализовать объект именно так, как хотелось бы, но в нашем деле важно не только видеть цель – улучшение архитектурной среды республики, – но и понимать путь к ней, совершенствовать навыки, обмениваться опытом и учиться на ошибках. Я надеюсь, что однажды мы дойдем до такого уровня, когда объекты из Якутии будут украшать мировые архитектурные журналы, как ArchDaily.
Автор: Виктория Сунтхавонг